Папа — Андрей Громов, редактор телевизионных новостей
Мама — Наталья Громова
Дети:
Иван — 23 года, родился 9 ноября 1991 года
Владимир — 13 лет, день рождения 5 марта
Вениамин — 10 лет (родился 1 января, сам относится к этому факту положительно. Вопреки общераспространённому мнению)
Анастасия — 6 лет, 21 июля исполнится 7, готовится в школу. Любит ходить на подготовительные занятия.
Евгений — 3 года, родился в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября.
Никита — родился 3 октября 2014 года
Начало
В истории нашего знакомства ничего особо романтического нет: мы встретились в гостях у знакомого. После знакомства прошло довольно много времени, и Андрей мне позвонил: они решили пойти погулять вместе с другом и пригласили меня.
Встретились, начали говорить и — не могли остановиться. Вот с тех пор нам вместе интересно.
Когда я была маленькой, всегда мечтала, что у меня будет три ребенка. А ещё я была уверена, что семья — это где заботятся друг о друге.
Конечно, в первые годы были сложности: приходилось с мужем привыкать друг к другу.
Но я сразу и твёрдо поняла: это наша семья. Андрей пришел ко мне, и поэтому просто не может быть, чтоб в самом пылу спора, я бы сказала: «Уходи!» Мы могли обижаться, не разговаривать. Но потом всё равно мирились, причём инициатором этого мог стать любой из нас.
Период «притирки» был недолгий, а потом стало проще.
Сейчас, конечно, возникают разногласия, именно касаемо быта, но всё очень быстро сходит на нет, уже не бывает, что вот, обиделись, не разговариваем друг с другом.
Уже как-то подсознательно чувствуешь, когда нужно остановиться, чтобы не доводить до ссоры. Ты начинаешь срываться машинально: кто-то тебя завел, ты устал. Но потом срабатывает защита: «Стоп! Что же я делаю? Это мой близкий человек!». Иногда с детьми приходится говорить строго, повышая голос, и ты автоматически переносишь такой тон на мужа. Но вновь срабатывают тормоза: «Он тут совсем ни при чем».
Андрей — мягкий человек, и я тоже мягкий человек. У нас спокойные темпераменты, поэтому и бурь особых не возникает.
После малейшего разногласия нам не трудно сразу же попросить друг у друга прощения.
Даже во время моих беременностей Андрей держится спокойно, хотя для мужчины это подвиг, потому что у беременных действительно психика становится неуравновешенной.
Большую роль играет и церковная жизнь, советы духовного отца, которые помогают сгладить любые углы.
Появление детей: кризис в семье?
Самый старший у нас — Ваня, ему 23 года, от первого моего брака (Ванин отец ушел от нас, когда сыну было всего шесть месяцев), с четырех лет его растит Андрей.
Ваня — умный мальчик, гуманитарий по складу ума. Пишет так, что зачитаться можно. Помню, как поразило письмо из детского летнего лагеря, которое Ваня написал в девять лет! Оно до сих пор хранится у нас.
Разница между Ваней и Вовой — десять лет. Поэтому, когда в роддоме мне говорили: «Второго легче рожать, ты же всё помнишь». Но за десять лет я успела всё позабыть…
С Вовой особых проблем не было: скажешь: не брать того-то — он брать не будет. Единственно, тяжело было, что он много болел. С самого раннего детства он очень любознательный — постоянно задает вопросы.
Когда я была беременна третьим ребенком, Веней, Андрей сильно «сорвал» спину, таская мебель в одиночку. Пока Веня был маленьким, муж был практически инвалидом, постоянно мучили сильные боли. Так что детей могла носить на руках только я. Знакомая врач-натуропат подсказала хорошего специалиста. Тот вернул к нормальной жизни за 5 месяцев. Стало возможным держать на руках маленьких любимчиков.
Понятно, что дети чисто технически подстраивают жизнь мамы под себя. Сначала ты больше себе внимания уделяешь, а потом начинаешь потихоньку от всего потихоньку отказываться: все делаешь быстро, даже полежать в ванне, расслабиться, становится недосягаемой мечтой.
Говорят, что когда рождаются дети, отношения супругов переживают кризис. Мне кажется, что опасность кризиса, когда люди свободны, когда могут делать, что хотят. С детьми такого не получается, да и сплачивают мужа и жену.
С появлением каждого ребёнка папа становится серьезней: ответственность же увеличивается. Если раньше к работе он относился — «надо», то теперь — «очень надо».
Очень помог совет духовника, что муж в семье, — неважно, сколько в ней детей, — должен быть на первом месте. То есть в первую очередь внимание нужно уделять именно мужу.
Он пришел с работы — важно отложить все дела, накормить, расспросить.
Хотя Андрей никогда после работы сразу не бросается за стол: «есть хочу!», а начинает что-то делать по дому, с детьми возиться, так что приходится «загонять» его за стол поужинать. Сама берешь младенца под мышку и стараешься побыть рядом с мужем.
Мы любим с Андреем это время, когда он возвращается с работы, ужинает, и мы разговариваем. Он рассказывает, что у него произошло за день, я — что у меня. Один знакомый Андрея как-то удивился, насколько я в курсе всех дел мужа, — а как же иначе: нам интересно говорить друг с другом, слушать друг друга.
Еще я очень люблю слушать, как Андрей читает вслух.
Старшее поколение
Родители Андрея никогда не были против, что в нашей семье рождаются дети. Сейчас им за 70, но они всегда подстраховывают, например, когда я в роддоме — стараются забирать детей. Но в нашу жизнь совершенно не вмешиваются.
Моя мама жила с нами (она умерла в 2011 году), новость об очередной беременности встречала без радости: «Наташа, зачем тебе это? Тяжело ведь». Но всех детей любила, помогала всегда. Я могла спокойно пойти отвести детей в школу, сходить в магазин и оставить малышей на маму.
Другое дело, что, живя вместе, было в самом начале непросто строить свою семейную жизнь на таком небольшом пространстве.
Здесь я старалась маму отгородить, чтобы защитить свою семью. Дело доходило до конфликтов.
В том числе и в воспитании детей, потому что мама с папой говорили одно, а бабушка могла махнуть и сказать: «Да ладно!» — тем самым сводя все родительские усилия на нет.
Планы — прикинуть в уме
Когда спать ложусь, заранее продумываю, какие у меня завтра дела и планы, что мне нужно сделать. Потому, что даже записать их некогда. Даже если запишу, нет гарантии, что я найду потом эту бумажку, потому что иной раз положишь в такое «надёжное место», что не найти.
Иногда ляжешь спать, начнёшь прикидывать, что делать завтра, как вспомнишь: забыла сделать запланированное на сегодня! Приходится вставать, идти делать.
Утром встаю, отвожу детей в школу. Когда была беременная и в первый месяц рождения малыша — очень помог Ваня.
Я отношусь к тем людям, которые могут рано встать и при этом чувствовать себя бодрыми. А Андрей — сова, встать рано для него — проблема, долгий и мучительный процесс. Так что утром мне проще и главное быстрее самой.
Еще я не люблю, когда мне помогают на кухне. Андрей готов что-то сделать, но мне проще и удобнее самой. Зато он хорошо моет окна, может починить технику и сделать много других полезных дел. Лучше, чтобы каждый в семье делал то, что у него получается, а не то, что его заставляют.
После того, как я отвела детей в школу, просыпаются младшие, надо кормить их завтраком. Потом готовлю обед и ужин. Суп удается сварить на два-три дня, а «второе» приходится делать каждый день.
Затем занимаюсь с младшими. Насте на следующей год в школу, так что с ней учимся читать, писать.
Настя, как и братья, любит что-то делать руками. Мы с ней вместе рисуем, лепим.
Её младший братик старается повторять всё за Настей или за старшими братьями. То есть здесь моя задача направить, поддержать, а интерес возникает, потому что дети общаются друг с другом, что-то перенимают друг от друга.
В детский сад мы не ходим: для чего, если есть возможность растить детей дома? Я боюсь, что еще в маленьком возрасте, когда у них еще нет иммунитета, дети начнут подхватывать дурное.
После занятий мы идём гулять. Мы не гуляем на детских площадках. Во-первых, я не могу за всеми следить одновременно: один полез сюда, другой — туда, третий — сюда. Лучше просто походить, побегать. Во-вторых, мои дети (хотя они неагрессивные) или чужие дети могут не со зла, например, уронить друг друга. Тем более встречаются агрессивные, избалованные дети. В любом случае дети разберутся между собой, а у мам и бабушек может быть неадекватная реакция. Я не люблю конфликтовать. Поэтому лучше гулять в сторонке.
Прогулка завершается походом в школу: забрать школьников. А дальше отвожу детей в кружки.
Все мои ребята любят что-то делать своими руками. Так получилось, что Вова и Веня совершенно случайно попали на кружок авиамоделирования и втянулись, с удовольствием, аккуратно собирают модели самолетов, которые сейчас у нас развешаны по всей квартире. Этот интерес — во многом, заслуга преподавателя, который с каждым старается заниматься индивидуально.
Удачно сложилось, что на кружок ходит и Венин одноклассник, так что в прошлом году его мама отводила всех детей, а я — забирала. В этом году, если сама не успеваю, просто сажаю детей в маршрутку, а потом встречаю на остановке.
Веня у нас — хозяйственный человек, и дрова лучше всех рубит, и костёр может развести.
Настя ходит на занятия в школу. Когда маленькие болеют, или когда я сама плохо себя чувствую, как-то Господь устраивает, что и Ване удается помочь, чтобы отвести младших на кружки, и у Андрея выходной выпадает.
Очень выручает и приятельница, которая всегда готова помочь.
Но всё успеть всё равно невозможно. Поэтому если что-то не выходит, не паникую. Удалось пол сегодня помыть — отлично, завтра точно не получится.
Иногда думаешь: «Вот бы это сделать, но нет, не могу, сделаю потом». Например, разобрать постиранные вещи.
Естественно, самое главное, — это здоровье детей. Если они больны, все бросаешь и сразу начинаешь помогать больному справиться с болезнью и создаешь условия для нормальной жизнедеятельности. То есть чаще делать влажную уборку, проветривать.
Порядок в доме
Чтобы дом более или менее был в порядке, нужно, чтобы координацией работы занимался кто-то один.
Ваня работает, и потому сейчас моя правая рука — Вова. Вообще дети помогают, конечно. Если я начинаю мыть полы (это не проблема в маленькой квартире), дети подбирают все, что там разбросано: конструктор, бумаги и так далее.
Когда я куда-то ухожу, дети пылесосят — это их обязанность.
Если самый маленький начинает плакать, а у меня какие-то дела по дому, значит, им должны заняться другие дети: покачать, погреметь погремушками, в общем — развлечь.
На даче Вова с Веней чистят картошку, благо сейчас есть безопасные ножи.
У Вовы появилась новая обязанность, которая ему очень нравится — печь блины.
Каждый вечер дети должны убрать за собой. Но сами, без напоминания они этого не сделают, так что приходится изо дня в день говорить. Иногда — строго.
Но в целом у нас распределение хозяйственных дел получается спонтанно. Во-первых, я знаю, на что способен каждый ребенок и кого о чем можно попросить в данный конкретный момент, кто дома, кто свободен. Нет такого, что я планирую: сегодня я заставляю Вову, затем Веню, а потом Настю.
Всё получается само собой, исходя из ситуации, ведь мы живём вместе в одном муравейнике.
Дела на кухне
Я люблю проводить время на кухне: печь, «закручивать» банки. Консервированные овощи потом так красиво укладываются, что радуешься, не говоря о том, что запасов хватает на зиму.
Что-то обязательно замораживаю, например, ягоды: дети очень любят клубнику.
Стараюсь, чтобы мы питались правильно.
Разделиться на группы
Когда в семье два ребенка, у них обязательно идет конфликт, они, как «плюс» и «минус», постоянно отталкиваются, тянут одеяло на себя. Когда же рождается третий, эти двое объединяются. А третий когда вырастает, вливается в их компанию.
Но даже если детей больше, те, кто близко по возрасту, всё равно сначала конфликтуют, пока их не объединит рождение следующего.
Всё время стараюсь объяснять им: «Вы близкие люди, родные, ближе никого нет, поэтому обязательно должны жить дружно» . Моя большая мечта, чтобы они, конечно, когда вырастут, всегда были в хороших отношениях. Потому, что я столько видела взрослых сестер и братьев, которые ругаются. Это так ужасно!
Не ездить в супермаркеты!
В семье главный эконом — это я, Андрей экономить не может. Он это понял практически сразу после женитьбы: когда мы принесли две зарплаты и положили рядом две кучки денег — его кучка исчезла за неделю, а в моей еще оставались «денежные средства»… С тех пор все деньги он сдает мне.
Одежду я практически не покупаю: детям все время отдают. Значит, сразу откладываю на квартплату.
Мой секрет экономии — не посещать гипермаркеты. Такие же продукты и такие же вещи можно купить просто в магазине и постепенно, а не сразу.
Тем более фрукты, овощи, которые вообще надо покупать каждый день, там дороже. Единственно, мы там покупаем: памперсы и иногда — стиральные порошки.
В целом, я считаю, что чем реже ты по большим магазинам ездишь, тем больше у тебя остается денег. Тем более там покупаешь сразу много, и это некуда класть. Если ты холодильник наполнил, значит, обязательно должен съесть, хочешь ты или не хочешь: продукты же портятся.
Единственное, что я покупаю «оптом», то есть упаковками — это сахар и масло, потому что пеку пироги.
Мясо я покупаю рядом с домом, но у нас оно не в ходу: особых почитателей нет. Суп, кстати, никогда не варю на мясном бульоне — это не полезно, а заодно получается еще один момент экономии.
Покупки планирую по ситуации. Если вижу, что денег осталось мало, то, значит, буду покупать экономно. Могу пойти в магазин и «шикануть» (в рамках разумного), если знаю, что завтра будут деньги: я заработаю или Андрей.
Стараюсь по возможности и что-то откладывать на большие покупки. Например, сломалась посудомоечная машина — пришлось экстренно покупать.
Вообще, очень много ненужных продуктов, которые мы едим. Та же самая молочная продукция в разных видах: йогурты, творожные массы, сыр. Да, они вкусные, сладкие, можно, конечно, себя иногда побаловать. Но на этом разнообразии можно экономить. Моя подруга — седьмой ребёнок в семье из десяти человек — вспоминает, как её мама постоянно говорила: «Ешь просто, проживешь до ста».
Вместо сладких творожков покупаю детям фрукты. Какие-нибудь вредные шоколадки в нашем доме появляются очень редко.
Вместо шоколада есть прекрасные сладости: зефир, помадка, лукум, пастила.
Выпечку, кстати, дети едят только по праздникам, потому что это не совсем полезная еда.
Я замороченная в этом плане, потому что у меня в своё время Вова с Веней очень много болели, и после консультации с натуропатом я поняла, насколько важно правильное питание.
Мобильные телефоны у школьников — не большие расходы: мы выбрали очень недорогой тариф. Сами телефоны, кстати, отдали знакомые.
Неожиданный подарок
Чудо — нам дали участок практически в черте города. Мы все размещаемся в небольшой «двушке», а тогда с нами еще жила мама. Никакой дачи никогда ни у кого не было. Потому я всю жизнь мечтала о даче, чтобы вышел за дверь, а там — природа, хоть самый минимальный простор, а не город. Решила поговорить с духовником: «Может быть, написать куда-нибудь, и нам землю выделят?». На что он ответил: «Сейчас даже смысла нет писать». Получив такой ответ, я успокоилась: нет так нет.
Но у меня есть знакомая, которая буквально не может сидеть на месте, и она всё время настаивала: «Напиши заявление на предоставление земли». Через год я поддалась на её уговоры, но прежде пошла спросить совета у батюшки, а он сразу сказал: «Пиши!». Затем написала письмо в администрацию. Ответ должен был прийти через месяц. Но его всё не было, тогда я направилась на приём к начальнику земельного комитета.
«Громова? Многодетная? Вы в списках на предоставление земли. В Борисовке». Честно, я была готова к тому, что откажут. Такого решения просто не ожидала. Стали с мужем гадать, где может находиться эта самая Борисовка. На карте нашли одну в Тульской области, другую ещё дальше, за 300 километров. Но были рады всему. Какое же было наше удивление, когда мы узнали, что эта та самая Борисовка, которая почти в черте города. Правда, в лесу, но это были шесть соток совсем недалеко от дома!
Детям на даче очень нравится. Настя особенно любит природу. Может подолгу ходить и собирать какие-то зернышки, пыльцу, цветочки…
Вообще радостно видеть как растёт то, что посадили своими руками: земляника, горох, морковка, тыква, свёкла, картошка.
Пироги…
Когда мне хочется побыть одной, отключиться от хозяйственных дел, я… иду на кухню печь пироги. У женщины должно быть какое-то занятие, позволяющее ей переключаться. У меня это — пироги: хобби, которое превратилось в заработок.
Когда я увлекалась выпечкой, муж порой ворчал, что кухня отнимает у меня столько времени: «Ты всё время у плиты, и так устаёшь!» А потом, когда пироги стали моим доходом, он уже стал помогать. Вчера вечером как раз занимался тем, что ставил пироги в духовку, а потом вынимал их.
Еще, чтобы отдохнуть, я ставлю какой-нибудь советский фильм. Иногда заходит подружка, с ней можно поговорить, посмеяться. Потому что иначе — бывает, что накатывает даже не просто физическая усталость, а психологическая: кажется, ты ничего не успеваешь, ни с чем не справляешься. Недолгие «разгрузки» помогают прийти в себя и все расставить по своим местам.
В храм
Самое сложное — это всем одеться. Я стараюсь как можно раньше приучать детей не завтракать, иначе те, кто постарше, будут смотреть, завидовать.
В храм идём в любую погоду: мы уже поняли, если посмотришь в окно, решишь не пойти, то непременно потом выглянет солнце, но радостно от него не будет.
Мы обычно, если все вместе, идем к чтению Евангелия. Дети идут в храм с удовольствием, загонять никого не приходится. Притом дети понимают ход службы, а значит, им не трудно дожидаться Причастия.