Епископ Диодор:«Православие и любовь к своему народу – главный мировоззренческий стержень русского человека»
Прошло пять лет с тех пор, как была образована Мелекесская епархия. Многие с интересом наблюдают за тем, какие перемены последовали за этим. И надо сказать, они оказались к лучшему. Создание новой церковно-административной территориальной единицы привнесло новое дыхание в православную жизнь тех территорий, которые вошли в ее состав. Возглавляет епархию молодой, но очень деятельный Владыка Диодор, который, как он сам признается, еще в пятом классе заявил, что будет священником. Он тверд в своем выборе и по сей день посвящает свою жизнь служению Богу и людям. С ним мы беседуем о современных вызовах, спорах вокруг Крещения Руси, работе с молодежью, а также взглядах на жизнь и смерть.
Цивилизационный выбор
Владыка, буквально на днях вся страна отмечала особый праздник – День Крещения Руси. В своем поздравлении Вы назвали выбор Православия мировоззренческим стержнем, сохранение которого является нашим святым долгом. Как на Ваш взгляд, это жителям страны и Вашей епархии удается?
Как мне кажется, вполне удается. В прошлом году мы отмечали тысячу лет со дня кончины святого равноапостольного князя Киевского Владимира. И в связи с этим тема международных Рождественских чтений в Москве звучала «Православие как цивилизационный выбор России».
Сейчас противники Православия утверждают, что якобы с точки зрения Русской Церкви до Крещения Русь населяли дикари, которые «жили в лесу, молились колесу»… Это не так! До принятия Христианства существовала своя весьма развитая цивилизация, со своими понятиями и жизненным укладом. И принятие Православного Христианства не было личной прихотью Владимира, он ощущал сильную потребность в переменах, чтобы общество далее развивалось. Перед Владимиром стоял единственный вопрос: каким путем?!
Сегодняшние неоязычники пытаются убедить всех, что Русь была крещена Владимиром «огнем и мечом». Но принятие новой веры было бы невозможно без поддержки князя его ближайшим окружением и, прежде всего, дружиной, которая представляла собой вольных наемников. И если бы князь Владимир потерял в их глазах свой авторитет, то они бы просто ушли от него! Это было бы невозможно без согласия большинства населения прежде всего Киева.
Государство не может существовать без идейного стержня, или идеологии, а разговор об идеологии и политических приоритетах не может быть оторван от размышлений о духовно-культурном основании нашего общества.
Слава Богу, что основой русской души до сего времени является Православное Христианство, любовь к Отечеству, к родной земле и своему народу. Вот, что является главным для нас, нашим в подлинном смысле мировоззренческим стержнем, который в свое время заложил в нас святой равноапостольный великий князь Владимир, и сохранение этого стержня – действительно святой долг каждого из нас.
Почему, на Ваш взгляд в последнее время неоязычество все сильнее поднимает свою голову?
Возрождение неоязычества лишь часть процесса, направленного на разрушение нашего общества изнутри. Это пришло извне. Мы все знаем, что сегодня происходит в мире. Создается впечатление, что Россия, просто мешает кому-то жить.
Интересный факт: община неоязычников, а возглавляет ее, человек, не имеющий никакого отношения к славянской нации, тем более к славянской древней религии, также во главе различных псевдо-христианских сект стоят люди, далекие от Христианства как такового.
Православие – объединяющий фактор
С какими основными вызовами сталкивается сегодня Церковь? Вы как епископ? Что можно им противопоставить? Какие главные проблемы современного общества вы видите?
Главный вызов – это та информационная война, развернутая в интернете и ряде СМИ против Русской Церкви, которую пытаются дискредитировать в глазах российского народа. Ведь не секрет, что Православие - это сильный объединяющий фактор русского народа. Всех, кто считает себя православными христианами. Для уничтожения нашего народа очень важно лишить его национального самосознания, самоидентификации, а Православие играет в данном случае важную консолидирующую роль.
Сегодня некоторые пытаются оспорить высказывание великого русского писателя Федора Достоевского «быть русским – значит быть православным». Но в этом заключается вся правда о нашем русском народе.
Я часто говорю в своих проповедях о русском народе, и меня однажды поправили, что мы живем в России и она многонациональна. Хочу отметить, что для всех, кто живет за пределами нашего Отечества, нет разделения на чувашей, татар или мордву. Мы для них все русские. Русский народ вообще всегда отличался миролюбивостью и терпимостью к другим народам и религиям. Это вообще является одной из важных основ нашей великой России.
Вспомните идеологию, которая существовала даже в СССР. Я воспитывался в советской школе и благодарен ей, что нас воспитывали с убеждением в том, что все люди равны, независимо от национальности или цвета кожи. Как и мы говорим в Церкви: «мы все дети Божьи». И я всегда мыслю такими категориями.
Не могу не сказать и о главной проблеме современности, которую видит Церковь – это культ потребления и вседозволенности (которую многие почему-то принимают за свободу личности). В основе которой лежит стремление к максимизации удовольствий. Этот культ можно сравнить с настоящей эпидемией, которая до неузнаваемости меняет человека, превращает образ и подобие Божие в бездушный механизм по борьбе за материальные блага и услуги. И самое страшное происходит тогда, когда этот культ проникает в сферу живых человеческих отношений, как, например, любовь или дружба, привнося в это потребительские чувства по принципу «ты мне — я тебе», а если нет такого обмена, то нет ни любви, ни дружбы.
Потеря религиозной перспективы, потеря веры в жизнь будущего века приводит к тому, что сознание людей трансформируется и концентрируется исключительно на мнимом личном благе.
Как этому противостоять? Самое важное здесь — твердо держаться стратегической линии жизни: хранить систему евангельских ценностей, хранить веру. Тогда жизнь наполняется смыслом, вера крепнет, появляется гражданская позиция. Всё становится на свои места, когда Бог является для человека главным мерилом в жизни, а все внешние факторы в этом случае просто уже лишены возможности разрушить личный внутренний мир.
С Божией помощью всё благоустраивается
В 2012 году решением Священного Синода в составе Симбирской митрополии была учреждена Мелекесская епархия, управление которой было доверено Вам. Что изменилось в епархии за это время? Что удалось сделать? Что нет и почему?
Очень многое на территории нынешней Мелекесской епархии было благоустроено еще во время архипастырского служения приснопамятного Митрополита Симбирского Прокла (Хазова), под чьим мудрым руководством Бог судил мне трудиться почти 14-ть лет. Это был замечательный человек, и сегодня я стараюсь делать всё именно так, как он учил. Главное, чему своим личным примером учил всех нас Владыка Прокл - это любовь к Богу и людям. Поэтому всё, что сегодня делается для успешного осуществления церковной миссии на территории Мелекесской епархии - делается с любовью и добрым чувством.
Мне помогают мои ближайшие помощники, сотрудники Епархиального управления, да и все священнослужители нашей епархии, которым я, кстати, хочу выразить за это огромную человеческую благодарность!
Благодаря нашим совместным усилиям епархия ныне осуществляет свою многообразную деятельность и активно развивается. Реализуется множество проектов. Приведу несколько из них.
Два года назад у нас был создан Епархиальный отдел экологии и охраны окружающей среды. До того момента ни в одной епархии Русской Церкви не существовало подобного структурного подразделения. В этом деле наша епархия стала первопроходцем при поддержке Российского Фонда Мира.
В настоящее время на территории Мелекесской епархии открываются новые приходы, строятся храмы, образованы сообщества православных активистов и многое другое. Обо всех событиях епархиальной жизни обыкновенно сообщает наш епархиальный сайт http://meleparhia.ru/
Разумеется, что многое еще предстоит сделать. Но с Божией помощью всё благоустраивается.
Что не удалось? Очень хочется строить и восстанавливать больше храмов. Они должны быть для людей, что называется в «шаговой доступности». Это раньше люди, готовы были идти пешком за 30-50 километров, чтобы попасть в храм. Приведу пример, мы открыли маленькую часовню на улице Курчатова и она не бывает пустой. Люди туда ходят, причем это новые люди, которые раньше почти не ходили в другие храмы, и они очень благодарны за возможность посещать этот храм.
К сожалению, из-за сложной экономической ситуации, многие наши проекты реализуются не так быстро. Но все это жизнь. И это общая ситуация для большинства наших соотечественников.
Как у вас не опускаются руки?
Я такой же человек, и мне случается переживать разные испытания и трудные ситуации, но я всегда вспоминаю историю Церкви, наших святых…Я очень люблю Серафима Саровского и в трудные минуты всегда обращаюсь к его наставлениям, к примеру его жизни. И укрепляюсь в своей вере, утешаюсь пониманием того, что я живу в мирное время, что у меня есть свобода вероисповедания и меня, как священника, никто не преследует, как это было совсем недавно. И все проходит.
Работа с молодежью
Сегодня к Богу обращаются от млада до велика. Очень важно привлечь в храмы молодежь. Как это сделать? Удается ли это?
Действительно, в храмы все больше и больше приходит молодых людей. Это радует. Это дает надежду, что у нашего народа есть будущее. Я помню, как Владыка Прокл рассказывал: «Когда я учился в начальной школе в Ленинграде, учительница нам говорила, вот умрут старухи и церкви не будет. А теперь мне уже 70 лет, я уже старик,- смеялся владыка Прокл, а Церковь все есть».
Практически в каждом благочинии (районе) нашей епархии созданы молодежные движения. В Димитровграде это православное молодежное движение "Преображение", которое регулярно участвует в жизни общественно-церковной деятельности, в духовно-просветительских акциях, социальном служении и просто совершает много добрых дел.
Работа с молодежью на приходах имеет различные формы. В частности: беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями; вероучительные занятия; группы по изучению Священного Писания; миссионерские акции и поездки; социальные проекты; молодежные летние лагеря; интернет-проекты; киноклубы; кружки по интересам; проекты по профилактике зависимостей; спортивные секции; военно-патриотические клубы; клубы молодой семьи. Всё это сегодня присутствует и в нашей епархии. Самым важным здесь является желание самого молодого человека узнать что-либо о своей вере, о Православной Церкви.
Когда молодые люди переступают порог храма и начинают свой собственный путь к Богу, для них постепенно начинает открываться глубина и красота духовного мира своего народа, своей страны, своей культуры. Это не только в духовном, но и в культурологическом смысле обогащает человека - он в подлинном смысле слова преображается.
Дай Бог, чтобы наши молодые люди открыли для себя эту важную часть жизни.
Как идет сегодня работа со школами?
Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону и все это произошло благодаря энергии и упорству Владыки Феофана (ныне служащего в Казани), который при поддержке Губернатора смог решить этот вопрос. До 2015 года в Димитровграде количество муниципальных средних школ, изучающих основы православной культуры было одним из самых низких в области – всего 2%! Сейчас 46%.
В Мелекесской епархии существует Образовательный отдел, который осуществляет взаимодействие с учебными заведениями. Обычно это происходит по инициативе преподавателей либо родительского коллектива.
Священнослужителей приглашают во время празднования основных христианских торжеств - Пасхи, Рождества Христова, Крещения и т.д. Духовенство рассказывает детям и подросткам о содержании праздника, наставляет в православной вере и доброделании.
Некоторое время назад, в связи с трагическим событием в рабочем поселке Карсун Ульяновской области, связанным с так называемыми группами смерти "Синим китом", и другими подобными случаями - педагогами, психологами и священнослужителями Мелекесской епархии была проделана большая совместная работа, предприняты все возможные усилия для обеспечения противодействия распространению вредоносной для детей информации. Всё это внесло весомый вклад в процесс противостояния разложению и радикализации нашей молодежи посредством субкультурных явлений и информационных провокаций.
Это лишь один из примеров реагирования на современные вызовы, но мы всегда стараемся действовать именно в таком ключе, по-доброму помогая светскому обществу.
О взаимоотношениях с властью
Владыка, как Вам удалось выстроить взаимоотношения с властью муниципальной, областной? Есть ли поддержка?
У нас милостью Божией сложилось плодотворное сотрудничество с руководством Ульяновской области, города Димитровграда и районов, входящих в состав Мелекесской епархии. Каким образом? Многие моменты в нашей жизни – они либо есть, либо их нет. Духовенство вверенной мне епархии, слава Богу, находит доброе взаимопонимание и поддержку от местной государственной власти по многим вопросам. И ничего, в общем-то, в этом необычного нет. Церковь она всегда со своим народом. Да, как многие до сих пор любят акцентировать, она отделена от государства, но как отделить от государства граждан Российской Федерации, из которых состоит Церковь?!
С добрым сердцем хотел бы отметить, что администрация города всегда старается помочь и идет нам навстречу. В качестве примера приведу такой случай. Православные жители Димитровграда хорошо знают Никольский храм, находящийся неподалеку от автовокзала. Никольский храм особо почитается не только жителями столицы Заволжья, но известен и во многих уголках нашей области и региона, в целом. Церковь святого Николая известна благодаря тому, что здесь покоятся мощи небесного покровителя нашей епархии преподобного Гавриила, старца Мелекесского. Именно он является главным ходатаем перед Господом о нас – его духовных чадах – жителях богоспасаемого Мелекесса. Улица Чапаева, на которой стоит Никольский храм, отличается отсутствием плотного автомобильного потока и, вероятно, по этой причине в данной местности состояние придорожных путей оставляло желать лучшего. Прихожане часто обращались к священнослужителям, дабы мы просили руководство города повлиять на ситуацию. И сейчас положение дел в данном вопросе выправилось - мы имеем замечательный тротуар, который был устроен по просьбе прихожан. Это, казалось бы, небольшая помощь, но это очень важно и необходимо для наших пожилых граждан города.
Вы стали членом Общественной палаты области и избраны заместителем председателя. Какие задачи вы ставите для себя на этом посту? Как будете их решать?
Со своей стороны, буду стараться делать всё, чтобы решения Областной общественной палаты отвечали критериям традиционных духовно-нравственных ценностей и православному христианскому мировоззрению. И, конечно же, чтобы каждое действие Палаты было направлено на то, чтобы рядовому гражданину было легче жить и самореализовываться. В этом я вижу основу своего общественного служения - по возможности быть опорой и утешением, помочь, кому возможно, чем смогу.
Для себя определил также, что приму самое активно участие в работе, связанной с вопросами демографии, образования, культуры.
«Чистое будущее»
Владыка, в свое время вы выступили инициатором создания в социальной сети Вконтакте православного сообщества охраны природы «Чистое будущее». Насколько сегодня успешно реализуется этот проект? Что уже удалось сделать в этом направлении и какие планы на будущее?
Из небольшого сообщества в социальной сети «Чистое будущее» оформилось в реальное движение. Оказалось, что в Русской Православной Церкви есть много людей, которым близка тема охраны природы. Мы нашли много единомышленников, как в Ульяновской области, так и за ее пределами. В определенный момент мы поняли, что в епархии необходимо выделить в отдельное направление работу в сфере экологии. Сегодня ведется практическая работа в разных отраслях. Это и забота о беспризорных животных – наши юные волонтеры приводят их в порядок и находят им заботливых хозяев, и сотрудничество с природоохранными организациями в сфере воспитания подрастающего поколения и многое другое. Примерно год назад мы инициировали проведение фотовыставки «Люди, меняющие мир». В ней мы показали различные инициативы Церкви в сфере охраны природы. Выставка вызвала живой интерес и разные епархии стали просить ее у нас. На сегодняшний день выставка прошла не менее, чем в десяти епархиях и до сих пор путешествует по России и другим странам. Она проводится не только на базе епархиальных учреждений. Так, в январе, выставка прошла на площадке Общественной Палаты России и ее увидели не только обычные граждане, но и представители власти и неправительственных организаций. Выставку пригласили в Найроби на площадку ЮНЕП (ООН-окружающая среда).
Но суть не в том, что выставка просто проходит в епархиях, а в том, что после нее активизируется работа по охране природы. И происходит она не только на епархиальном уровне, но и на приходском. Священнослужители ведут постоянную работу со своими прихожанами. Это очень важно. С заботы о своем селе, о своей улице, об участке леса, о брошенной собаке начинается забота о нашей общей планете.
Наша инициатива понравилась многим добрым людям. Сейчас регистрируется общественная организация, которая будет заниматься конкретными программами по развитию природоохранных инициатив Русской Православной Церкви. В числе приоритетных задач – разработка программы по экологии для воскресных школ, которая будет включать в себя как теоретическую базу, так и практические занятия, издание первого в России журнала, посвященного взаимодействию Церкви и природоохранного сообщества, повсеместное проведение акции «Всероссийская уборка».
Кстати, во время проведения выставки в Общественной палате России, мы с представителем ООН договорились о реализации совместного проекта – издание книги, где было бы изложено отношение мировых религий к вопросам экологии. Уверен, что это будет очень интересное издание.
О строительстве
В настоящее время в Озерках идут работы по закладке фундамента нового храма, ремонтируется Свято-Дмитриевский храм в Новой Малыкле, восстановлена старинная часовня на старом кладбище и многое другое. Работа проделана огромная. Что еще предстоит отремонтировать или построить заново? Как идут работы по подготовке к строительству храма в соцгороде?
И в отдаленных приходах, и в епархиальном центре с Божией помощью идет работа по благоустроению церковно-общественной жизни. Вы верно отметили некоторые из актуальных сейчас работ в этом направлении. Приходов в епархии довольно много - больше 80. Многие из них, в особенности те, которые были построены до 1917 года, требуют ремонта. Это и храм в Лебяжьем, и отдаленный храм прихода Космы и Дамиана в селе Кокрять Старомайнского района, и многие другие. Везде, разумеется, нужна значительная финансовая помощь, поскольку сельское население, где находятся эти храмы, редко располагает необходимыми средствами. Для нас все эти вопросы насущны, поэтому мы принимаем любую помощь от добрых людей.
Недавно, как Вы заметили, был выстроен деревянный храм-часовня в районе "Соцгород". Посвящена эта церковь святителю и врачу Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому.
Теперешнее деревянное здание храма совсем небольшое. В дальнейшем рядом с часовней мы планируем выстроить более вместительный храм. По проекту рядом с храмом хотелось бы соорудить сопутствующие здания воскресной школы.
Новый храм в соцгороде, в первую очередь, делает более доступным участие в богослужебной жизни Церкви для жителей этого и прилегающих районов.
Достраиваем сегодня епархиальное управление на территории кафедрального собора. Сейчас здесь идет внутренняя отделка. Если Богу будет угодно, то откроем его уже в следующем году.
В настоящее время мы стараемся возродить ту добрую традицию, когда не было поселения православных граждан без храма. Это непросто. Но, в конце концов, этим миром управляет Господь, и мы полагаемся на Его святую волю, молимся и верим, что Он все управит.
О смысле жизни
И в завершении нашего интервью. У группы «Алиса» есть песня «Инок, воин и шут» в которой есть слова «С Богом надежнее жить, с Богом легко умирать». На ваш взгляд это так?
«…с Богом надежнее жить…» - как я чувствую, без Бога жить вообще бессмысленно! А с Ним, нашим Небесным Отцом и посланным Им Иисусом Христом, все приобретает смысл. Мир в душе, радость, любовь - все то, что мы называем счастьем, в присутствии Творца становятся подлинными, ощутимыми. Без Его присутствия – все призрачно. Все наши жизненные испытания, скорби, лишения, и прочее что мы именуем как страдание – в присутствии Бога приобретают великий ценностный смысл, как путь восхождения, ведущий в Жизнь. А живущих без Бога людей страдания в большинстве случаев ломают и уничтожают.
С Богом все в этой жизни приобретает смысл
Атеисты говорят: «Бога нет!». Но тогда зачем есть мы? Зачем человеку развиваться, становиться лучше, если все конечно? А с Богом, все имеет смысл и перспективу Вечной Жизни. Простой пример: человек построил храм, но главное не в том, что он построил здание, а в том, что созидая, изменил себя, стал чуточку лучше, стал еще на шаг ближе к Нему. Помните, как говорил архимандрит Гавриил, небесный покровитель нашей епархии: «Украшайте своюдушу добрыми делами».
Что касается второй части «с Богом легко умирать», то, что мы здесь называем смертью, не является смертью в присутствии Христа «…верующий в Меня (т.е. тот, кто доверяет свою жизнь Мне), говорит Христос, -…не умирает, но переходит от смерти в жизнь и на суд не приходит». Смерти нет! Людям, которые любят Бога, обращаются к Нему, просят о помощи и благодарят Его за все, что Он посылает, не нужно доказывать, что Бог есть, они просто знают это. Они чувствуют, что Бог близко, Он рядом, Он спасает и помогает. Так что, слова песни отражают духовную реальность.
Благодарю Вас, Владыка, за интервью.
Взаимно Вас благодарю!
Беседовал Дмитрий Шиков (газета "Димитровград")
Назад к списку