Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Димитровграда - Архипастырское послание Преосвященного Диодора, епископа Мелекесского и Чердаклинского в преддверии Великого поста ко всем верным чадам Русской Православной Церкви Московского Патриархата в пределах Мелекесской и Чердаклинской епархии
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Архипастырское послание Преосвященного Диодора, епископа Мелекесского и Чердаклинского в преддверии Великого поста ко всем верным чадам Русской Православной Церкви Московского Патриархата в пределах Мелекесской и Чердаклинской епархии

23 Февраль 2015

Возлюбленные о Господе, Братья и Сестры!
 
Милостью Божией, 23 февраля сего года вновь для всех нас наступает благодатное и спасительное время Великого поста. Эти семь седмиц (недель), являющиеся преддверием великого Праздника – Славного Воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа!, поистине подобны лествице, по которой всякий любящий Христа призывается взойти к вершинам духовного совершенства. Сумевшие и успевшие пройти твердой поступью по этому пути духовного восхождения, как свидетельствует множество Святых, способны будут принять в себя дары Духа Святаго  и созерцать духовными очами своего сердца величайшее таинство Христова Воскресения.
Первыми словами проповеди Спасителя были слова, призывающие к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» (см. Мф. 4, 17). Вступая на поприще Великого поста, Церковь Божия традиционно, из века в век, совершает во всех храмах особое богослужение, чин прощения. Это когда все мы пред Лицем Божиим испрашиваем друг у друга прощения и святых молитв. И это не случайно. Вспомним слова Христовы: «…итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. … Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье…» (Мф.5, 23-25). 
С чего же должно начаться наше покаянное великопостное делание? Оно должно начаться с очень простого и одновременно очень трудного дела. Мы должны в первую очередь найти в себе силы и мужество принести покаяние перед нашими ближними, как бы трудно и порой больно это ни было. Перед лицом тех, кого мы обидели и даже перед лицом тех, кто нас обидел, принести покаяние, сказать простое слово «прости». Сказать его не машинально, не по обычаю только, но с полным осознанием того, что без этого примирения с ближним не может быть нашего внутреннего очищения и исправления, не может начаться дорога в Царствие Божие. Церковь всегда призывает нас к этому деянию. Найдем в себе силы сказать нашим ближним «прости». В первую очередь тем, с кем мы живем бок о бок, входя нередко в бытовые, семейные конфликты. Сказать это и тем, с кем мы работаем, и с кем наши отношения также могут быть омрачены. Сказать это и ближним, и дальним. Ибо искреннее раскаяние пред ближним - есть первый шаг на пути нашего искреннего раскаяния пред Богом. И да поможет всем нам Господь обрести эту спасительную внутреннюю силу, дабы  соделать столь важный шаг на пути к Царствию Божиему.
Основа поста – борьба с греховными порочными привычками через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела! Поэтому правила поста каждый должен соразмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Необходимо посоветоваться со своим духовником, рассказать о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста, поскольку пост – это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Каждый, приступающий к подвигу поста, должен помнить: «Кто постится по тщеславию, в надежде , что он совершает нечто особенное, тот постится неразумно. И потому начинает вскоре укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. И оказывается, что «…он не только не положил камень , а напротив снял два, и может всё, что духовно созидал, разрушил чрез своё осуждение ближнего» (преподобный авва Дорофей).
Пост – это прежде всего время особо усердного молитвенного обращения к Богу, очищения своего разума и сердца, самоиспытания своей души; по слову  святителя Василия Великого, «истинный пост –  есть: удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, само-отлучение плотских похотей, злословия, лжи, клятвопреступления…». Ограничения в пище являются замечательным средством вспоможения к его правильному прохождению.
Милосердный БОГ всегда призывает нас к покаянию, а в дни Святого поста особо, к осознанию своих согрешений, и если необходимо, к перемене своего образа жизни. Но осознание собственной греховности, неустойчивости в христианском доброделании не должно повергать нас в уныние. Церковь, как любящая Мать, предлагает нам излечить свои души в Таинствах Покаяния и Святой Евхаристии. Этот – путь становления и укрепления жизни во Христе, необходим для каждого из нас. 
Ныне, в начале спасительного подвига Великого поста, с архипастырской любовью призываю всех вас к творению добрых дел, к участию в Святых Таинствах, в богослужебной жизни Церкви. Особенно тех, кто пока еще взирает на всё это с внешней стороны церковной ограды. Личный религиозный опыт, который есть подлинное живое общение с БОГОМ, не может быть заменен ничем. Ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Да поможет нам Господь совершить подвиг Великого поста достойно, с пользой для своей безсмертной души, чтобы, очистившись слезами покаяния, смыв с себя всю греховную скверну, подготовиться к Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению!
 
                            Смиренный Диодор, епископ Мелекесский и Чердаклинский.


назад к списку новостей