Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Димитровграда - Благовещение Пресвятой Богородицы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Благовещение Пресвятой Богородицы

07 Апрель 2019

Вечером 6 апреля 2019 года, в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор совершил всенощное бдение в Преображенском кафедральном соборе г. Димитровграда.

Его Преосвященству сослужили: почетный настоятель храма протоиерей Виктор Казанцев, ключарь собора протоиерей Сергий Лялин, клирики церкви игумен Пимен (Трофимчук), иерей Георгий Сухобокий, иерей Виктор Дрянцов; диаконский чин - диакон Максим Чертухин, диакон Игорь Точилкин, диакон Дионисий Мухлынин.  

Богослужение этого дня – стихиры, тропари, ирмосы – представляет собой пространное и глубокое толкование Евангельского чтения о благовестии Архангела Гавриила Деве Марии о зачатии Ею Бога Слова. 

Современное название праздника — Благовещение или по-гречески Εὐαγγελισμός — стало употребляться не ранее VII века. Древняя Церковь называла его по-разному: день приветствия, возвещение, день/праздник Благовещения, или по просту от начала ангельского приветствия — «радуйся, благодатная» (Лк. 1:28).

Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к середине VI века как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в богослужебном календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у Григория Неокесарийского, жившего в III веке, есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить, что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, равноапостольной императрицей Еленой в начале IV века Базилики Благовещения. При этом в начале VIII века армянский автор Григор Аршаруни писал, что праздник был установлен святителем Кириллом I, епископом Иерусалимским, в середине IV века. Однако епископ Ефесский Авраам (между 530 и 553 годами) свидетельствует, что до него не было написано ни одной проповеди, посвящённой Благовещению. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке. 

В VI веке Роман Сладкопевец написал кондак Благовещения. Гимнография праздника была дополнена в VIII веке творениями Иоанна Дамаскина и Феофана, митрополита Никейского, составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.

Канон праздника, составленный в VIII веке святителем Феофаном, митрополитом Никейским, посвящен изъяснению архангельского приветствия Приснодеве и Ее ответа на благовестие; он составлен в виде диалога Богородицы и архангела Гавриила и имеет особые припевы: «Ангел возопи» – «Богородица рече».

На утрени, по полиелее, было исполнено особое величание празднику: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». 

После прочтения богородичного Евангельского зачала Глава Мелекесской епархии обратился к собравшимся с архипастырской проповедью о сути праздника Благовещения, ставшего «спасения главизной» – началом избавления человеческого рода от греха, проклятия и смерти. 

Во время чтения канона верующие были помазаны освященным елеем. 

Пресс-служба Мелекесской епархии



назад к списку новостей