Задать вопрос

  
06 Апрель 2016

Анастасия спрашивает:
Здравствуйте,подскажите пожалуйста, моя мамочка умерла 5 марта 2016 года, поминки 40 дней будут 13 апреля, нет ли каких - либо запретов по проведению поминок в этот день? И можно ли будет использовать масло в приготовление поминального обеда?

иеромонах Христофор отвечает:
Здравствуйте! Дело в том, что согласно церковным правилам поминовение усопшего Великим постом возможно на 1. заупокойной литии, которая совершается ежедневно, кроме воскресенья и на 2. полной Божественной Литургии (такое выражение уставное), которая совершается в субботу и воскресенье. Поэтому устав предписывает переносить поминовение усопших, т.е. поминки, на субботу (в данном случае на 16 апреля), т.к. главное поминовение усопших совершается на полной Божественной Литургии. Предполагается, что родственники или знакомые усопшего будут присутствовать на самой Литургии, будут молиться, принесут продукты, чтобы накормить прихожан, попросят священника помянуть на службе конкретного человека. Так обычно и делается регулярными прихожанами. Хотя, часто бывает, что на первом месте стоит трапеза - как лучше накормить. Но если человек не молится, а просто поел и ушел, то это только полдела. Поэтому в уставе церковном на первом месте стоит молитва (и именно молитва на Литургии), а потом трапеза как продолжение богослужения.
Масло даже по самому строгому уставу допускается в субботу и воскресенье(как дни послабления поста). Поэтому, если делать поминики 16 апреля, то масло можно. Допускается употреблять в пищу также морепродукты (креветки, осьминоги, кальмары, мидии, крабы), т.к. их не считают за рыбу(а рыбу великим постом не едим по уставу, кроме 7 апреля-Благовещение и 24 апреля-Вербное воскресенье).

04 Апрель 2016

Лидия спрашивает:
Здравствуйте! Подскажите, когда в кафедральном соборе бывает общая исповедь?

иеромонах Христофор отвечает:
Здравствуйте! Каждый день в храме во время богослужения есть дежурный священник. Если вам нужно исповедоваться, но исповеди в этот день нет или вы не успели, то обратитесь к этому священнику с просьбой об исповеди через сотрудников храма.

17 Март 2016

Диана спрашивает:
Здравствуйте,у меня такой вопрос.
Можно ли венчаться если мужчина и женщина разной веры?

отвечает:
Здравствуйте! По современным правилам венчаться с иноверными нельзя, только в определенных случаях с инославными.

26 Январь 2016

Юлия спрашивает:
Здравствуйте!Подскажите пожалуйста,как попасть на исповедь к батюшке,нужно ли записываться??

иеромонах Христофор отвечает:
Здравствуйте! Записываться не надо. Исповедь совершается ежедневно в каждом городском храме с утра, до начала Литургии (время можно уточнить в церковной лавке 2-75-00 для Преображенского храма на Площади Советов, 9-11-27 для Никольского храма по ул. Чапаева около автовокзала, 6-82-18 для Георгиевского храма на перекрестке при выезде из города на Мулловском шоссе). Расписание в храмах различное, поэтому нужно уточнить.

26 Январь 2016

Юлия спрашивает:
Здравствуйте,батюшка!Мы с мужем венчанные,решили разойтись.Я полюбила другого мужчину,одобрит ли Господь наш союз???

иеромонах Христофор отвечает:
Здравствуйте! В 3 пункте 10 главы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» мы можем найти информацию о том, что в 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых:
• прелюбодеяние (измена) и вступления одной из сторон в новый брак,
• отпадение супруга или супруги от Православия,
• противоестественные пороки,
• неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения,
• заболевание проказой или сифилисом,
• длительное безвестное отсутствие,
• осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния,
• посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,
• снохачество, сводничество,
• извлечение выгод из непотребств супруга,
• неизлечимую тяжкую душевную болезнь,
• злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как:
• заболевание СПИДом,
• медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания,
• совершение женой аборта при несогласии мужа.
После церковного развода второй брак разрешается невиновному (в поводах к разводу) супругу. Лицам, первый брак которых был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии(на практике исполняется не всегда), наложенной в соответствии с канонами(церковными правилами). В любом случае, Церковь благословляет максимум 3 брака.
«Церковный развод» можно получить обратившись в епархиальное управление по месту проживания (г. Димитровград, ул. Чапаева, 14, рядом со Свято-Никольским храмом) с прошением на имя правящего архиерея, имея с собой свидетельство о расторжении гражданского зарегистрированного брака и, если сохранилось, свидетельство о Венчании. При написании прошения указывается причина (из вышеперечисленных) для церковного развода.

04 Январь 2016

Александр спрашивает:
Здравствуйте батюшка,нас мучает такой вопрос,можно ли жить мне с моей кумой - матерью моей крестницы? Подскажите что нам делать? Мы уже согрешили,если какой-нибудь вариант,мы очень любим друг друга.Заранее спасибо за ответ!

отвечает:
Здравствуйте! Согласно определениям Святейшего Синода в течении 19 века, духовное родство считается препятствием к заключению брака только в случае, если бы вы были крестным у крестника. Ваш вопрос можно разрешить положительно: вы можете заключить брак, т.е. повенчаться (расписавшись перед этим в ЗАГСе). Любое сожительство без регистрации в ЗАГСе является блудом.

29 Декабрь 2015

Анастасия спрашивает:
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, на крещение ребенка молитву "Символ веры" нужно знать на церковно-славянском языке или достаточно знать эту молитву на русском?. Заранее спасибо за ответ.

отвечает:
Здравствуйте! Символ веры читается на церковно-славянском языке.

21 Декабрь 2015

нина белоусова город александров спрашивает:
29 апреля 2011 года в вашем городе погиб мой сын Белоусов Иван, они был в комондировке ставил в вашем храме иконостас.Убийцу осудили ,дали ему 9 лет, а сына мне не вурнуть.А убийца пишет мне из тюрьмы, просит прощения,говорит что осознал.Я не могу простить его, батюшка гнев заполняет мою душу, что мне делать, как жить с этим горем.Я не верю его раскаинею, он просто хочет выйти раньше из тюрьмы, он пишет что там в храме ему батюшка велел написать мне письмо.Но после его письма мне стало так тяжело, все нахлынуло с новой силой, как быть ,ведь верующая и знаю что надо прощать, но немогу.Большая просьба передайте отцу Виктору, дай Бог ему здоровья и долгие лета.

отвечает:
Здравствуйте! О. Виктор очень признателен вам и преподает вам Божие благословение. Что касается ваших сомнений, он привел такую историю: постоянные прихожане храма потеряли своего единственного сына, его убили, и когда о. Виктор решил узнать о наказании виновного, то пострадавшие родители не стали добиваться суда на убийцей, они простили его, возложив возмездие на Бога. Божий суд не такой как человеческий. И в вашем случае о. Виктор говорит, что мы не имеем право не прощать. Были случаи, когда осужденные за убийство каялись чистосердечно: однажды один такой рецидивист покаялся о. Виктору в колонии на исповеди и после спросил, что же ему сделать для того, чтобы загладить вину(само пребывание в колонии он считал недостаточным), т.е. даже после исповеди совесть его напоминала о содеянном. Осуждать человека всегда легче, чем его простить. Тем более, из истории Церкви мы знаем, что мученики за веру молились за своих мучителей, даже старались их обратить в христианскую веру, но никак не проклинали. Мученики считали, что мучители находятся в помраченном состоянии. Святые мученики исполняли слова Господа нашего Иисуса Христа: "Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас". Помощи Божией вам!

11 Декабрь 2015

Наталья спрашивает:
Здравствуйте! Господь не принимает молитвы от человека, который не помирился со своими ближними. А как быть, если помириться не удаётся? Я в плохих отношениях со снохой: после развода моего сына и снохи, она не даёт видеться ни мне, ни ему с ребёнком. Она считает, что ребёнку мы не нужны, что мы плохо влияем на ребёнка, настраивает его против нас, прячет от нас, не отвечает на звонки и смс, мстит сыну, что после развода у него в жизни всё хорошо, а у неё нет. Она никогда не простит меня, за то, что я встала при разводе на сторону сына. Что же мне теперь - до самой смерти не молиться и не ходить к причастию?

отвечает:
Здравствуйте! Если сноха не идет на контакт, то на это есть причины. "Она никогда не простит меня, за то, что я встала при разводе на сторону сына" - вам не нужно так считать, она может и простить. Когда родители принимают сторону детей, это кажется естественным, но в отношении развода такое вмешательство может стоить очень дорого, как в вашем случае. Обычно проходит время и примирение наступает, главное не разжигать конфликт, не добавлять масло в огонь. Причащаться можно в случае, если вы ее прощаете, не держите зла, молитесь за нее, понимаете и свою вину, и даже в том случае, если сноха не хочет примириться с вами. Нужно ваше терпение и смирение в данном случае (сознавать участие в конфликте и с вашей стороны) и это послужит к примирению.

11 Декабрь 2015

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте, батюшка! Подскажите, как найти духовника? Есть личные вопросы, которые хочется задать. Но нет знакомого священника, а на исповеди спрашивать ответы у исповедника неудобно -ведь очередь ждёт, народа бывает много... Как быть?

отвечает:
Мнения по вопросу поиска духовника различные. Вот некоторые из них:
Ищи себе старца тихого, доброго, смиренного, пребывающего в мире совести и внутреннем безмолвии, то есть никого не осуждающего. А тех, которые всех осуждают, всем недовольны, да еще сребролюбивы – от таковых беги, ибо с ними еще развратишься сам.Руководитель должен указывать дорогу, по которой шел сам, а если будет руководить только по книгам, – выходит совсем не то. Говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят,как благ Господь (Пс. 33, 9), тогда только познают свои ошибки.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Прекрасно ваше желание – находиться в полном подчинении у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только пред духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Прежде чем искать опытного духовника, ты должен сам, как говорится, «протереть себе глаза», положить в своем сердце стремление быть хорошим христианином – иметь твердую веру, быть послушным членом Св. Церкви, бороться с своими злыми навыками и затем усердно молиться, чтобы Гоподь помог тебе найти духовного отца, и ты непременно его найдешь...
Свщмч. Арсений (Жадановский), еп. Серпуховской (1874-1937).

Теперь вопрос – где и как найти руководителя – решается сам собою. Возьми того, кого Бог послал, и ему вверься, как учит святой Игнатий Богоносец.Бойся оставаться без всякого руководства; взыщи его как первого блага. На первый раз ходи в определенном порядке благочестном, под нареченным отцом. Когда назнаменует Господь пользою от него очевидною, великою, испытанною, что это есть твой окормитель, – предайся ему. Скажется противное – желай иного, но ищи его с опасением, терпением, пожданием, чая указания Божия или сретения кого Бог пошлет, оставаясь все в том же порядке благочестной жизни и под тем же отцом, в неотделении от него.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).

Иногда, говоря о духовнике, употребляют выражение «духовный отец», но человек не становится духовным сыном или дочерью (духовным чадом) священника только потому, что постоянно у него исповедуется. Отношения духовного родства возникают тогда, когда человек чувствует, что сердце его открыто духовнику, что Бог любовью, молитвами и наставлениями духовника хочет его спасти. Тогда человек обращается к духовнику с просьбой быть его духовным отцом.
Священник Константин Островский (р. в 1954).

Если ты уходишь от духовного отца с унынием, с тоской, с еще большим грузом, чем к нему пришла, если он причиняет тебе страдания, и эти страдания влекут тебя к земле, и ты не получаешь облегчения – берегись такого отца!..Вот какой верный признак твоего истинного духовного отца, который может тебя вести: если ты от него выходишь облегченная, твоя душа как бы приподнята над землей, ты ощущаешь в себе новые силы, мир, радость, свет, любовь ко всем, с желанием работать над собой, служить Христу - знай, что это твой истинный духовный отец.
Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923).

Относительно опытных в духовном делании людей можно сказать мнение Игнатия Брянчанинова и многих других, что их в настоящее время едва ли можно найти. Хорошо, если найдутся единомысленные. Нужно искать поддержки в книгах, главным образом. Если же найдутся единомысленные и более опытные, хотя бы в силу возраста, то их советом нужно воспользоваться, и то, с рассуждением и проверкой.
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).