Задать вопрос

  
04 Апрель 2013

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте, батюшка, вразумите. как обрести покаяние. знаю, что согрешаю, знаю, какими грехами.а покаяния нет. формально не хочется.

иерей Роман отвечает:
"Господь гордым противится, смиренным же дает благодать"(Притчи З, 34).
Припомни особенно слова эти, когда идешь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.
Святитель Феофан Затворник. "Мысли на каждый день по церковному чтению из Слова Божия". М., Образ, 2005, с. 32.

24 Март 2013

Алёна спрашивает:
Добрый день!В какие дни Великого поста исповедуют?

иерей Роман отвечает:
Здравствуйте! О днях исповеди можно узнать в рубрике Расписание богослужения. Обычно исповедь совершается утром перед или во время Литургии с левой стороны в церкви.

18 Март 2013

Елена спрашивает:
Добрый вечер!Спасибо за ответы!Скажите пожалуйста,когда будет соборование?и можно ли соборовать детей?

иерей Роман отвечает:
1. Елеосвящение или соборование - таинство (одно из семи таинств церковных)совершается в нашем храме по воскресным дням Великого Поста, не ранее второго воскресенья (в этом году второе воскресение В.П. - 31 марта).
2. В ответ на ваш вопрос о соборовании детей не безынтересно прочитать отрывок из книги Православная энциклопедия, Т.18, С.329-334 - авторитетное издание, которое приводит мнения различных лиц о Соборовании или Елеосвящении (сокращенно Е.)- см. ниже. В нашем же храме дети могут собороваться.

"Все правосл. богословы однозначно говорят о том, что таинство подается болящим, но не только тем, к-рые находятся при смерти. Отлученные от причастия и еретики к участию в таинстве не допускаются.
Совершать Е. над телесно здоровыми людьми рус. догматисты запрещают — или безоговорочно (как, напр., свт. Петр (Могила)), или с исключением одного лишь Великого четверга, когда по традиции в больших соборах и мон-рях совершался чин общего Е. (собороваться здоровым в Великий четверг в память Страстей Христовых дозволял, напр., свт. Димитрий Ростовский; см.: ЦВ. 1896. С. 29). Так, архиеп. Филарет (Гумилевский) указывал, что таинство не совершается над неверующими, здоровыми, младенцами и нераскаянными грешниками, а митр. Макарий (Булгаков) писал, что оно «предназначено для христиан только больных, и больных тяжело...» (Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 471). Следует отметить, что сам чин общего Е. в Великий четверг понимался догматистами как священнодействие, нетождественное Е. Так, вслед за Ж. Гоаром исследователь чина и богословия Е. прот. Михаил Архангельский и составитель «Настольной книги священно-церковно-слу-жителя» С. В. Булгаков не считали общее Е. таинством. Прот. М. Архангельский высказывал т. зр., что таинство Е. не может совершаться и над приговоренными к смертной казни, хотя бы они и были тяжело больны,
поскольку их смерть неизбежна (Архангельский. 2001. С. 85), а для бесноватых считал необходимым совершать не Е., а Последование мо-лебное о немощных, обуреваемых от
духов нечистых и стужаемых (Там же. С. 108-109). Прот. М. Архангельский высказывал сомнение даже в допустимости совершения таинства Е. над стариками, поскольку к смерти им следует готовиться иным образом — молитвой, постом, исповедью и Причащением (Там же. С. 87-90). Свт. Петр (Могила), вероятно по аналогии с учением Тридентского Собора, допускал помазание стариков, т. к. старость всегда сопровождается ослаблением телесных сил, но при этом он был против преподания Е. младенцам до 7 лет, которые не могут исповедоваться и сознательно принимать таинство Е. (с его мнением соглашался архиеп. Филарет (Гумилевский)). По мнению прот. Н. Малиновского, напротив, слова ап. Иакова следует понимать в расширительном смысле — немощь может относиться и ко греху,— а потому совершение таинства над здоровыми допустимо.
Греч, богословы XIX — нач. XX в., как правило, дозволяют совершение Е. над здоровыми, понимая таинство Е. как дополнение к таинству Покаяния, следуя блж. Симеону Фес-салоникийскому (Солунскому), который писал: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу елей в знамение Его милосердия и сострадания, в которых сияет божественный и тихий свет благодати... Когда же и молитва исполняется, и елей освящается, помазуемые елеем получают отпущение грехов» (Симеон Солунский. Соч. С. 43) — и полагал, что таинство Е. может быть совершено «для всякого верного, хотящего приступить к страшным Тайнам, особенно для всякого, впавшего в грехи и исполнившего правило покаяния, готовящегося к Приобщению и получившего прощение от [духовного] отца; через этот священный обряд и помазание святым Елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев» (Sym. Thessal. Respons. 72 // PG. 155. Col. 932; см.: Jugie M. Theologia dogmatica christianorum orientalium. P., 1930. T. 3. P. 487-488).
Благодатные действия таинства Е. заключаются в сообщении помазываемому силы Искупления Христова. Таинство служит восстановлению здоровья, освящению и спасению души, дает благодать успокоения, покой душе и облегчение телесных страданий (Малиновский. Догмат, богословие. Т. 4. С. 408), избавляет от страха смерти и телесных страданий (Ястребов. 1908. С. 373-374), подает защиту от диавола, налагая «как бы печать» (Малиновский. Догмат, богословие. Т. 4. С. 408). Причины, по которым исцеление тела не всегда происходит, те же, что и при недостойном Причащении. Если болящий все-таки умирает, то таинство служит напутствием к загробной жизни (Макарий. Догмат, богословие. Т. 2. С. 475). При невозможности воспользоваться таинством Покаяния (напр., в бессознательном состоянии) Е. дает отпущение грехов.
В вопросе о том, какие именно грехи прощаются в Е., догматисты расходятся. По мнению прот. Н. Малиновского, при Е. прощаются грехи, к-рые стали причиной болезни, а также те, о к-рых болящий не знал (Малиновский. Догмат, богословие. Т. 4. С. 409-410). По мнению еп. Сильвестра (Малеванского), в таинстве прощаются неведомые ему грехи и те, в к-рых болящий не успел покаяться. Архиеп. Филарет (Гумилевский) указывает на возможность прощения тяжких грехов, причем не только тех, к-рые связаны с болезнью (Филарет (Гумилевский). Догмат, богословие. Т. 2. С. 317). Митр. Макарий (Булгаков) говорит о прощении забытых и неисповеданных грехов (Макарий. Православно-догматическое
богословие. Т. 2. С. 473). Впрочем, анализ содержания самих молитв Е. не дает оснований ни для одного из этих мнений, поскольку в них говорится о прощении грехов вообще (Беляев. 1904. Стб. 401). Однако таинство Е. не повторяет таинство Покаяния, не заменяет и не отменяет его и не делает его недостаточным для отпущения грехов (Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковно-служителя. М., 1993р. Ч. 2. С. 1274).
Таинство может быть повторено при каждой новой болезни (Малиновский. Догмат, богословие. Т. 4. С. 415). Соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром (Могилой) запрещают. Однако свт. Филарет (Дроздов) писал в письме архим. Иоанни-кию, наместнику Чудова мон-ря, что совершение Е. всегда благотворно и не может ограничиваться случаями тяжелой болезни и близости смерти и «едва ли когда может быть погре-шительным» (Филарет (Дроздов), свт. Письма к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. С. 165-166)".

15 Март 2013

Елена спрашивает:
Здравствуйте! можно ли исповедаться и причаститься соблюдая только два дня поста перед причастием.Я в течении года не всегда соблюдала посты и эту не делю не соблюдаю.Хочется исповедаться в самое ближайшее время.

иерей Роман отвечает:
Можно. Но только с одним условием - поститься первую неделю Великого поста(начинается 18 марта).

26 Февраль 2013

Людмила спрашивает:
Здравствуйте ! Подскажите пожалуеста как причащаться в сплошную седмицу с постом и без поста.

иерей Роман отвечает:
Здравствуйте! В сплошные седмицы поститься перед причастием не нужно тем, кто в течении всего года старается соблюдать посты. (Для тех, кто болен обычно делаются послабления в течении всего года). Однако, в любом случае, необходимо не забывать прочитывать молитвенное правило ко святому причащению.

22 Февраль 2013

Денис спрашивает:
Здравствуйте. У меня вопрос можно ли венчаться без благословения родителей и является ли это грехом?Просто они очень негативно относятся к моей избраннице...

иерей Роман отвечает:
Здравствуйте! Ответ на ваш вопрос не прост. Дело в том, что до революции такие браки (без согласия родителей) воспрещались. Приведу цитату из учебника по церковному праву (автор Суворов): "Препятствия, при наличности которых брак воспрещается, но заключенный остается в силе и может сопровождаться лишь невыгодными последствиями для лиц, вступивших в брак и для содействовавших им духовных лиц, суть: 1. Отсутствие согласия родителей. Оно не имеет разрывающего влияния на брак, заключенный в противность по уложению о наказаниях (по уложению 1845 г. заключение в тюрьме или в монастыре от 4 до 8 месяцев и лишение наследства, по уложению 1903 г. арест)".
Но тем не менее, распоряжения архиереев ( т.е. тех лиц, которые заведовали церковными делами по губерниям) были не столь категоричны. Так, в 1872г. в Курске по решению местного архиерея священник имел право венчать без согласия родителей, если лица имели возраст 21 год. В Симбирске же местный архиерей в 1882г. разрешил венчать при несогласии родителей только в исключительных случаях (сведения взяты из Настольной книги священнослужителя Булгакова). Однако, до революции само венчание в церкви уже считалось со стороны государства браком.
Сейчас, ситуация изменилась. До венчания в церкви необходимо уже зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе(исключения бывают и в этом правиле). Конечно, если вы уже расписаны и решили повенчаться, то согласие родителей не требуется. Если же вы еще не расписались, то как сказано в дореволюционном пособии можно руководствоваться следующим: "Требованием, чтобы вступление в брак было с согласия родителей брачующихся, имеется в виду то, чтобы браки не совершались по одному необузданному произволу брачующихся, по легкомыслию лиц молодых, неразумному увлечению, происходящему от молодости и неопытности, что вносило бы множество несчастий и беспорядков в семейную и общественную жизнь". Т.е. если родители злоупотребляют своей властью, руководствуясь при этом не добрыми желаниями, то тогда священник имеет возможность совершить венчание. До революции в таких случаях обращались к благочинному (у нас это сейчас - о. Виктор Казанцев), либо к архиерею (у нас сейчас - это Владыка Прокл, митрополит Симбирский и Новоспасский). Однако в любом случае нужно помнить, что молитва (и соответственно благословение) родителей утверждает дома (т.е. семьи) детей.
Поэтому, чтобы окончательно решить вопрос лучше поговорить лично со священником.

18 Февраль 2013

Людмила. спрашивает:
Здравствуйте ! Как правильно поступить с вещами покойного мужа ? Они не очень хорошие ,чтобы людям давать.

иерей Роман отвечает:
Здравствуйте, можно принести их в любой храм с целью раздачи нуждающимся.

02 Февраль 2013

Людмила. спрашивает:
Здравствуйте ! У меня такой вопрос мы купили в магазине вино и там оказазались четки ,а мы не обратили внимания и что нам теперь с ними делать ? Простите за такой вопрос.

иерей Роман отвечает:
Здравствуйте! Если на этих четках есть изображение креста (бусинки в форме креста) то можно четки использовать по назначению - для молитвы. Если нет то как сувенир.
P.S. Лучше воздерживаться от покупки подобной алкогольной продукции.

27 Январь 2013

Людмила. спрашивает:
Здравствуйте !2 года назад я положила в красный угол освященное пасхальное яйцо. И теперь не знаю как с ним поступить. Подскажите, пожалуйста!

иерей Роман отвечает:
Здравствуйте! Обычно освященные вещи, которые остались без употребления, опускают в речку.

27 Январь 2013

р. Б. Елена спрашивает:
1. Когда прихожанам на богослужении и в домашних молитвах запрещается преклонять колени? 2.Как правильно вести себя, когда звучит возглас "Премудрость, прости". Все прихожане начинают кланяться, хотя в переводе с греческого "прости"- правильно, прямо?так нужно стоять или кланяться? И в связи с этим еще один вопрос, не планируется ли проведение катехизической литургии, ведь нарушение устава по незнанию "не освобождает" от ответственности? Спаси Вас Господи

иерей Роман отвечает:
1. Есть такое изречение, что келейная молитва не знает устава. Связано это с тем, что у каждого христианина в идеале должен быть духовник, который и определяет домашнее молитвенное правило. Согласно же уставу коленопреклонение отменяется в воскресные дни (накануне вечером и в самый день), в дни великих и двунадесятых праздников (все они отмечены в календаре), в период от Пасхи до Троицы и от Рождества Христова до Крещения.
2. Возлас "Премудрость, прости" переводят и как "Будьте внимательны и благоговейны" и как "Премудрость. Стойте прямо (вставайте)". Во время этого возласа можно осенить себя крестным знамением, но это не обязательно.
3. Проведение катехизической литургии в ближайшее время не запланировано.

http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi06.htm
http://www.synaxis.info/synaxis/1_worship/new_rite/ustava.html